Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
представляет
выставку
7.10. – 8.11.2011
Открытие: 6 октября 2011 года в 18.00
в выставочном зале Дворового корпуса
РОСФОТО представляет выставку петербургского фотографа Вячеслава Баранова. В проекте «Легкое дыхание» объединены работы из трех фотографических серий: «Последние римляне» (2002-2004), «Шагреневое время» (2011) и «Петербургские сумерки» (2000-2010).
По ритму собственного дыхания, будучи фотографом, "человеком с камерой", я пытаюсь контролировать свои поступки и результаты этих поступков. Когда дышится особенно легко и воздух пьянит тебя, веселит, будто в горах с особенно потрясающим видом на ещё более высокие горы - ты не ошибаешься никогда. Становишься на мгновение волшебником, способным оживить заведомо мёртвую железяку, скажем, канализационного люка вмонтированного в асфальт, уловить его мудрёную ухмылку, взглянуть в пустые глазницы не только медного всадника, но его коня - и всё возможно, пока запас необходимого воздуха в твоих легких несёт своего хозяина над онемевшим миром... Даже старые, подобранные из всякого хлама, плёнки обращаются в россыпь сокровищ, причём говорящих, поющих, складывающихся в драматическое повествование, фантастический сюжет. Но приходит срок и обрывается дыхание, становясь натужным, требующим усилия. Значит – всё, ищи новые горы, подъёмы и обрывы. И хорошо, если найдёшь... Фотография – вещь безжалостная. Выравнивая своей неподвижностью живое и неживое, она выводит, если прибегнуть к марксисткой терминологии, на потребительский рынок новый товар – возможность осмысленной жизни. Нельзя подзабыть ненужное, поправить непоправимое. Да и цивилизация, мне кажется, в последние десятилетия, повинуясь самосохранению, хочет вернуть изображению механические функции, путаясь в дебрях знаковых систем. Однако миллиарды фотографов бессознательно охвачены идеей ценности продукта, раздаваемого даром, открывающего за каждым углом край света. Неподвижная амальгама разрывает цепочку навязанных извне событий, не допуская лживых вариантов. А главное - возвращает, прежде всего, к самому себе, побуждая не спеша подумать о последующем кадре...
Предлагаю вашему вниманию то, что успел захватить, сохранить не только по формальному признаку профессии, но отражая внутреннюю историю, как она мне виделась, жизнь оживающих кадров с иронией, трагизмом, сарказмом, бог знает чем ещё...