Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, Музей "Московский дом фотографии"
К 50-летию знаменитого московского фотоклуба «Новатор» представляют более 150 работ шестидесяти фотографов – членов клуба: Анатолия Болдина, Михаила Голосовского, Михаила Дашевского, Анатолия Ерина, Георгия Колосова, Николая Лаврентьева, Галины Лукьяновой, Игоря Пальмина, Бориса Савельева и многих других.
Основанный в 1961 году фотографами-прикладниками Александром Хлебниковым и Георгием Сошальским – по сути, первыми рекламными фотографами – клуб привлекал к работе уже сложившихся мастеров, например, Бориса Игнатовича, Александра Гринберга и Сергея Иванова-Аллилуева, но фактически был создан для «повышения квалификации», организации досуга и просто общения фотографов-любителей, многие из которых впоследствии стали профессиональными репортерами и фотохудожниками.
«Они шли сюда, чтобы научиться судить работы друг друга по законам большого искусства, начисто отметая всякого рода конъюнктурные соображения и ложно понимаемую подчас «злобу дня», - отмечает художественный критик В.Метревели.
Уже в середине 1960-х годов фотоклуб при районном Доме культуры с одноименным названием стал центром фотолюбительского движения Москвы: в него входило более 300 человек. Выставки «Новатора», проходившие в Новосибирске, Улан-Удэ, Красноярске, Чебоксарах, Горьком, Вильнюсе, Львове и многих других городах СССР, вызывали неизменный интерес у зрителей, а снимки публиковались в журнале «Советское фото» и всесоюзных газетах: «Комсомольской Правде», «Известиях», «Московском Комсомольце». Фотографии из собрания клуба «Новатор» были включены в знаковую юбилейную выставку «150 лет фотографии», прошедшую в московском Манеже в 1989 году.
На 1960–1970-е годы приходится расцвет любительской фотографии в стране: именно тогда фототехника распространяется достаточно широко, став относительной доступной (фотоаппарат появляется почти в каждой семье), фотографы-непрофессионалы находят время на домашние фотосессии и эксперименты, а государство содержит фотоклубы при предприятиях и Домах культуры. Во время «Оттепели» уже можно было фотографировать все: и обнаженную натуру, и великих мира сего. Но главной темой любительской фотографии остается непридуманный казус – «случай из повседневной жизни», хотя остается место и пейзажной съемке в пикториальном стиле, и динамичным спортивным кадрам, и «дизайнерским» натюрмортам, и аллегорическим композициям, и портретам знаменитостей (Эдита Пьеха, Ролан Быков, Андрей Вознесенский, Илья Эренбург, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров).
Снимки членов клуба «Новатор» постоянно собирали престижные награды на российских и всесоюзных конкурсах, получали международные призы. Знаменитая фотография Валентина Полякова «Где бы приводниться?» была удостоена золотой медали на конкурсе «INTER PRESS PHOTO – 77».