Центр исследования и архивирования фотографии (CRAF)
Итальянский Институт культуры в Санкт-Петербурге
при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
представляют выставку ФОТОГРАФИЯ И НЕОРЕАЛИЗМ В ИТАЛИИ, 1945-1965
13.10. – 20.11.2011
Открытие: 12 октября 2011 в 18.00 в Выставочном зале Парадного корпуса, 2 этаж
РОСФОТО и Центр исследования и архивирования фотографии (CRAF) при поддержке Итальянского Института культуры в Санкт-Петербурге представляет выставку «Фотогарфия и неореализм в Италии, 1945-1965». Выставка входит в официальную программу Года итальянского языка и культуры в России.
Неореализм — итальянский художественный стиль, который возник в литературе и кинематографе, а затем его влияние проявилось в искусстве фотографии. Этот процесс занял всего лишь несколько лет.
31 октября 1939 года в журнале “Corrente” появилась рецензия на книгу Уолкера Эванса “American Photographs” («Американские фотографии»). В ней говорилось: «творчество Эванса представляет нам образ Америки, не зараженной влиянием декадентской Европы, Америки безвинной и естественной » (Джулия Веронези).
Работа Эванса практически не повлияла на творчество итальянских фотографов тех лет, за исключением Альберто Латтуада, и писателя Элио Витторини; последний для литературной антологии “Americana” выбрал много фотографий из книги Эванса. В свою очередь, эта антология стала значимым событием для Италии, на ее страницах появился новый взгляд на литературу, представляющую пейзаж скромным, повседневным и, вместе с тем, драматическим фоном для отражения сути окружающего мира. Тексты антологии сопровождались фотографиями из собрания Библиотеки Конгресса, из журналов “Look” и “Life”, сделанными Мэтью Брэди и другими фотографами эпохи «покорения Запада», а также Уолкером Эвансом, Эдвардом Уэстоном, Маргарет Бурк-Уайт, Льюисом Хайном.
Альберто Латтуада (Милан, 1914 — Рим, 2005) был одним из предшественников неореализма; в 1941 году он опубликовал в издательстве “Corrente” каталог “Occhio Quadrato” («Квадратный глаз»). Сюжетами его работ стали виды пустых улиц, пошло оформленные витрины, разрушающиеся здания, бараки из жести, сцены на рынке, бедные интерьеры домов.
Появление неореалистического кинематографа обычно связывают с фильмом Лукино Висконти «Одержимость» (“Ossessione”) (1942). В нескольких километрах от съемочной площадки Висконти, Микеланджело Антониони снимал фильм «Люди реки По» (“Gente del Po”). Позже, в 1945 году, зрители увидели фильм «Рим – открытый город» (“Roma città aperta”) Роберто Росселини, впоследствии считавшийся чем-то вроде визуального манифеста неореализма. В 1946 году «Рим — открытый город» был представлен на фестивале в Каннах, именно тогда итальянский кинематограф обрел невероятный успех. Возникло определение «школа неореализма».
В том же году Луиджи Кроченци (Фермо, 1923–1984) опубликовал в “Politecnico”, возглавляемом Элио Витторини, свои первые фоторассказы “Italia Senza Tempo” («Италия без времени») и “Occhio Su Milano” («Взгляд на Милан»).
Кроченци - родоначальник разновидности итальянской фотографии, тесно связанной с неореалистическим кинематографом. Для него было важным создание новеллы с помощью фотографических изображений - «неподвижный фильм на печатной странице». В дальнейшем идея фотографического рассказа получила свое развитие в журналах “Sogno” («Мечта») и “Bolero” («Болеро»).
В 1951 году в журнале “Pattuglia” («Патруль») Кроченци опубликовал фоторассказ “Nei vicoli del mio quartiere” («В переулках моего района»), созданный вместе с поэтом Нанни Сельва: «Приходите в переулки моего района. В этих темных артериях, наполненных болью, каждый день накапливается нищета. Что вы хотите о нас знать? Мы пожимаем друг другу руки, одетые в лохмотья, похожие на флаги, и говорим друг другу все без страха. Когда кто-нибудь родится, он становится сыном квартала; когда кто-нибудь уходит, мы сдерживаем стук сердца и звук голоса».
“Il Gruppo Friulano per una Nuova Fotografia” — GFNF (Фриульская группа новой фотографии) образовавшаяся 1 декабря 1955 года, включала братьев Джанни и Джулиано Боргезана, Итало Дзанниера, Альдо Бельтраме, Карло Бевилакуа, Тони Дел Тина, Фульвио Ройтера. Впоследствии к ним присоединились Джузеппе Бруно, Нино Мильори, Лучиано Ферри и Джанни Беренго Гардин - пожалуй, наиболее значительные итальянские фотографы второй половины XX в. Члены группы намерены были отражать современную историю в фотографии, которая поэтически документирует окружающий мир. В апреле 1955 года Кроченци писал Дзанниеру: «<…> я верю, что мы должны действовать в согласии, у нас в сердце любовь к реальности, к жизни и к истории нашего народа, мы чувствуем себя живыми на нашей земле, среди людей, таких, как мы» (Archivio/Crocenzi CRAF ).
2 мая 1955 года Итало Дзанниер представил в Teatro della Ribalta в Болонье тезисы неореалистической фотографии.
Эстетика GFNF, обычно сосредоточенная на последовательности изображений, как хорошо видно в работах Джанни и Джулиано Боргезана и Альдо Бельтраме, тяготела к изображению крестьянской и рабочей повседневности. Мир, в котором обозначалось самосознание обычных людей, ранее представленных Луиджи Кроченци в фоторассказах, обретал новое воплощение. Такая эстетика лирически обозначала «те времена», т.о. сохраняла идею «красивой фотографии».
В 1956 году Кроченци основал в городе Фермо Centro per la Cultura nella Fotografia (Культурный центр фотографии), с которым сотрудничали многие итальянские фотографы.
В 1957 году в Венеции состоялась первая Biennale di Fotografia (Биеннале фотографии).
В 1961 году Луиджи Кроченци курировал выставку Марио Джакомелли (1925–2004) “Un Uomo Una Donna Un Amore” («Мужчина, женщина, любовь»). Джакомелли полностью изменил позицию неореализма, вводя в изобразительный ряд новую сновидческую поэзию (подобно тому, что начинал делать Федерико Феллини в кино) и создавая фотографические рассказы, не содержащие лишних деталей.
В 1963 и 1964 годах Кроченци сотрудничал с Альваро Валентини, Тони Николини и Пьеро Беренго Гардином в разработке фотографических сценариев для национального телевидения Rai. Стихи великих поэтов: Э.Монтале, Д.Леопарди, Д.Унгаретти и С. Квазимодо были инсценированы с помощью фотографических кадров Марио Джакомелли, Уго Муласа, Тони Николини, Джина Дьеузаиде: в то время, как голос за кадром читал тексты, телекамера скользила по изображениям. Это была попытка создания диалектических отношений между визуальным (фиксированное изображение) и литературным текстом.
В 1963 году Кроченци подготовил монтаж изображений книги Ланфранко Коломбо “Ex Oriente” («С Востока»), а в 1964 году — “Cinque Rune” («Пять рун»). В 1967 году им была завершена книга “Milano” («Милан»), с текстами Леонардо Вергани и фотографиями Ланфранко Коломбо, Тони Николини, Фердинандо Шанна и Диего Бирелли.
Фоторассказы Луиджи Кроченци, работы представителей GFNF, фотоизображения Марио Джакомелли, представляющие завершенный рассказ, созданный фантазией фотографа - основные объекты данной выставки, представляющей «неореализм в фотографии».
Вальтер Лива
После открытия выставки состоится лекция куратора выставки Вальтера Ливы «Неореализм и фотография в Италии».
Выставка сопровождается лекционной программой Е.С. Кащенко (доцент, кандидат искусствоведения СПбГУ).
22 октября - "Рождение неореализма. Висконти, Антониони, Росселлини"
5 ноября - "Трагедия "маленького человека". Фильмы Витторио Де Сики"
19 ноября - "Неореализм в ранних фильмах Федерико Феллини"
Начало лекций в 15.00.
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО191186, Санкт-Петербург, Б. Морская, д.35телефон: +7 (812) 314-12-14, факс: +7 (812) 314-61-84