Люди часто выезжают за город. Подышать свежим воздухом, искупаться, проехать полсотни километров на байдарке, набрать грибов или земляники, повозиться на дачных теплицах – да мало ли еще поводов! Фотохудожник Евгений Облезов тоже часто отправляется на природу, но обязательно берет с собой фотоаппарат. Это - профессия. Фотографы – люди избранные. У них, в отличии о т нас, смертных, глядящих на мир двумя глазами, всегда с собой третий глаз – объектив. Магический кристалл, который позволяет тому, кто научился смотреть в него, увидеть четвертое измерение нашего мира.
Облезов профессионально занимается фотографией с 70-х годов. В качестве репортера многих крупных изданий, он объехал всю, тогда еще не разделенную страну. В 90–х, когда провозглашенная свобода прессы предпочла мастерству фотокорреспондентов расторопность и пронырливость «папарации», Евгений стал заниматься видовой и рекламной фотографией: студийной съемкой декоративно-прикладного искусства, моделей одежды, архитектуры и интерьеров. Понемногу пробуя себя во всех жанрах фотографии, он совершенствовал технику, постигал тонкости ремесла.
Благодаря огромному практическому опыту, он научился безупречному композиционному построению кадра, точному смысловому акцентированию деталей, сценографическому ощущению внутреннего пространства фотографии, когда переходящие друг в друга планы делают изображение объемным и наполненным смысла. Это была школа.
Искусство же началось вместе с пониманием, что инструмент, которым он овладел, фотоаппарат – способен передать его ощущение и осмысление материального мира.
Мастер склонен к философии. Он говорит, что пейзажи стали получаться у него тогда, когда он понял, что словосочетание «Живая природа» - не метафора, а точное определение сущности окружающего. И, поскольку единственная форма общения живых существ – диалог, мы должны научиться слушать, слышать и понимать друг друга. С таким, казалось бы нехитрым личностным открытием он стал выезжать «на пейзажи». И вдруг почувствовал, удивительное состояние единения с природой. Ему стало казаться, что он впитывает ее настроения и желания. Знает, когда ей хочется говорить и откровенничать, а когда лучше не тревожить ее.
Так родилась коллекция «Недальние прогулки». С этим, постоянно обновляемым проектом, Евгений Облезов представил ряд своих персональных выставок: в 2004 году во Дворце культуры «Журналист» (Истринский раион), в 2005 году в ГУК ГВЗ «Галерее Нагорная» (Москва), в 2006 году в Доме Космонавтов Звездного городка, в этом же году в картинной галерее города Магнитогорска и картинной галерее города Челябинска.
А недавно, привычный диалог с природой вдруг приобрел для Евгения удивительный оттенок. У фотографа появилось очевидное ощущение, что его кто-то постоянно приглашает перейти привычную грань увиденного и войти в таинственное пространство, где образы предстают в сказочном величии, где воздух наполнен осмысленными звуками, где он желанный гость и Хозяева этих мест стараются показать ему самое интересное в своих владениях.
Это приятное ощущение заворожило Евгения и он, появляясь со своим фотоаппаратом в лесах, полях и болотах, просто следовал туда, куда сами собой несли его ноги. Бывало по всякому, иной раз путешествие получалось долгим и утомительным, часто по местам, где желание фотографировать было очень даже вялым. Но, вдруг… И каждый раз от этого замирало сердце… Вдруг в уже сгущающихся сумерках, загорался тысячами огоньками маленький островок по середине озера «Огненный остров», вдруг на каменной гряде, появлялась, неизвестно как оказавшись там, лягушка, замерев в позе оратора «Докладчик», вдруг предрассветный туман мгновенно накрывал все вокруг, лишь обозначив скудные силуэты огромного болота « За туманом сказка», а то и лес, вдруг, начинал светиться загадочным светом и листочки на деревьях начинали вибрировать, излучая щемящий, чарующий звук «Там чудеса»…
Получалось, что череда фотоновелл как бы прорастала из единого пространства художественной фантазии автора, которое, без особых раздумий, было им названо: «Сказки нашего леса».
Возможно, для кого-то эти работы станут прозрением; спадет с глаз невидимая пелена и даже в обыденном окружении можно будет увидеть упоительную прелесть живой и мудрой природы, а общаясь с садовым цветком или веточкой в дремучем лесу, журчащим ручейком или искрометным водопадом, вдруг, наяву можно будет услышать волшебную историю, которая пополнит сюжеты любимых сказок, прочитанных в детстве…
Работая над этой коллекцией Евгений пользовался как пленочными, так и цифровыми камерами не противопоставляя эти великолепные технологии. Самое главное, говорит художник, надо суметь увидеть, услышать, почувствовать, понять, пообщаться, насладиться, поблагодарить и, наконец, сделать снимок, где будет рожден образ твоей мечты о прекрасном мире в котором мы живем.
ОБЛЕЗОВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Родился 26 10 1944 г. в Москве. В 1967 году окончил МИИТ, в 1973 –Институт журналистского мастерства при Союзе журналистов СССР. Член Союза журналистов с 1973 г. Член Лиги фотографов рекламы. Профессиональный фотограф с 1974 г.
Искусствовед Анна Панфилова