Основная ошибка начинающего фотографа - он считает, что фотоаппарат сделает за него всю работу, главное, чтобы он был дорогой и модный. Но фотоаппарат – это лишь один из инструментов создания художественного произведения – как кисти и краски, а даже самые хорошие кисти и краски не являются залогом выдающегося художественного произведения.
Не надо возлагать на фотоаппарат слишком больших надежд. Лучше потратить время и силы на формирование более важного инструмента, участвующего в художественном процессе – нашего сознания, мировоззрения, а также внимательности, вдумчивости, глубины нашего взгляда на окружающий мир и на самого себя.
В поисках сюжета и вдохновения, в поисках новых истин и открытий мы смотрим вокруг, заглядываем внутрь себя. Мы понимаем, насколько безграничен, многолик, одновременно сложен и прост тот мир, в котором мы творим. Понимаем на уровне ощущений. Как же уместить эти ощущения на бумаге и попытаться передать их людям? Родные и близкие, с которыми первыми хочется поделиться самым дорогим и сокровенным, скорее всего, поймут и оценят, поскольку хорошо вас знают и любят. Получив их восторженные отклики, сразу же захочется поделиться с остальными. А как? Ведь они совсем ничего о вас не знают – что именно вы чувствовали, думали, когда снимали эту карточку…
Можно попробовать передать все это, зная и грамотно применяя определенные средства выражения, многие из которых пришли в фотографию из живописи – форма, линия, цвет, свет, фактура, объем, ракурс и пр. Это основные элементы композиции. Соединение этих элементов похоже на игру, в которой существует только одно правило: на пути к реализации своего замысла нет никаких правил. Научившись управляться с одним, фотограф, как жонглер, усложняет себе задачу, подключая все новые и новые элементы «жонглирования».
Фотография, как и картина, подчиняется основным законам композиции. Что такое выразительная карточка, рисунок, работа, композиция? Выразительно – это значит интересно, ярко, необычно. Это то, на чем невольно останавливается глаз. То, что рождает в голове образы, воспоминания, ощущения. То, что заставляет вас самих думать, размышлять, что-то хотеть, творить, жить.
Начнем с того, что любое наше творение – это ограниченное пространство и плоскость. Наш же глаз ничего не ограничивает, поэтому ощущения от увиденного и сделанного в итоге изображения совершенно разные. То, что мы видим, рождает в нас какие-то чувства, эмоции. Прежде всего, нужно ответить себе на вопрос, ЧТО рождает эти чувства, и КАКИЕ это чувства. Зная это, мы уверенно можем воспользоваться художественными приемами и средствами, чтобы максимально приблизить свои ощущения к ощущениям, получаемым другими от нашей работы.
Выделяем главное. При определении положения главного смыслового и композиционного центра в картинке нужно воспользоваться «Законом доминанты» или «Правилом одной третьей» (золотое сечение в живописи). Природа определила соотношение 3,8:6,2 (или, упрощая, 1:2) как наиболее гармоничное. В этой пропорции делится каждая сторона кадра, проводятся линии и находятся точки их пересечения, которые определяются как наиболее выгодные для смыслового и композиционного центра. При съемке всегда важно выделять главное – далеко не все, даже если это что-то очень эффектное и красивое, нужно брать в кадр. В композицию кадра не нужно включать элементы, не связанные с выражением основной темы.
Картинку рассматриваем слева направо, поэтому смысловой центр лучше всего располагать справа. Хотя обозначить главное можно и другими способами: можно использовать «расфокусировку», фокусируясь на главном (при небольшой глубине резкости) и отделяя его тем самым от нерезкой задней части; цвет; свет; максимальный контраст, а, вообще, «…существует тысяча и один способ подчеркнуть то, что нас привлекло…», как говорил Картье-Брессон. Главное, все-таки, определить это для себя.
Выбрав объект или тему, нужно задуматься о формате, в котором она будет звучать. В удачно найденной линейной композиции снимка можно заметить одно основное преобладающее направление, которому подчиняются все остальные направления линий. Это направление главной композиционной линии как бы ведет взгляд зрителя к смысловому центру снимка, и оно тем действеннее, чем лучше найдено линейное построение. Выделяя это направление, мы выбираем формат кадра – горизонтальный, вертикальный, квадрат. Сам формат уже задает нам определенное настроение.
Свет необходим не только для создания определенного уровня освещенности, но наряду с другими выразительными средствами фотографии несет в себе идею творческого замысла фотографа, художника. С помощью света можно моделировать объемы, подчеркивать их пластику, плотность или весомость, если этого требует идея фотоснимка. Светом можно создать сложную фигуру светотеней, сделать определенный смысловой акцент.
От расположения источников света зависит организация изображаемого пространства, при этом один и тот же вид освещения может давать разные эффекты. В одном случае боковое освещение может драматизировать ситуацию, отражаемую на картинке, создавать глубокие тени, контрастные сочетания света и тени, черного и белого цвета, в другом случае использование бокового или рисующего света придаст композиции камерный характер, поскольку свет, образованный, как правило, одним источником, будет выхватывать из общего приглушенного фона отдельные элементы.
При создании портретов свет является основным художественным приемом, с помощью которого можно сгладить природные недостатки и подчеркнуть наиболее выразительные черты, а при умелом использовании “эффектного” света создать яркий, необычный образ.
Включая в картинку цвет, нужно понимать, что для управления с ним нужны знания о том, что есть дополнительные цвета, которые при соседстве усиливают, взаимно возбуждают друг друга по яркости. Примерно как белый и черный, так же работают красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Теплые цвета кажутся на снимке ближе, холодные - дальше. Незнание этого иногда делает цветной снимок менее выразительным и интересным, нежели его черно-белый вариант.
В нарисованной в голове картине – стоп-кадре – главными элементами композиции выступают также объем и размер, а, используя их в контрасте (большое, ведь, только в сравнении становиться действительно большим), мы добиваемся максимальной выразительности.
Осенний урожай. На крыльце составляем дары природы, тыква, капуста, мы про них ничего не знаем, но тут рядом садится ребенок. Теперь мы понимаем, что эта тыква - невероятно огромна. Эта сложившаяся картинка отсылает нас в детство на даче или в деревне, пробуждает воспоминания о тихих спокойных осенних днях.
Как контрастируют жесткий ритм забора и природные линии цветка. Очень интересные и выразительные композиции можно строить, используя только линии и формы.
Шляпка подосиновика после дождя, шершавый ствол дерева, старый мохеровый свитер, сосулька на нашей крыше. Все мы знаем ощущения от прикосновения к этим вещам, но в фотографии нужно сделать так, что бы эти же ощущения мгновенно оживали у зрителя. Мы как бы вспоминаем глазами. Ощущаем взглядом, включая нашу тактильную память, и заставляем то же самое проделывать и зрителя. Характер строения поверхности – это фактура материала.
Важно передать зрителю ощущение глубины пространства, воздуха – изменяя масштаб, четкость, очертания предметов. Это перспектива. Играя с ней, экспериментируя с точками съемки, рассматривая объект под разными углами, мы можем получить необычную перспективу – ракурс. Верхняя или нижняя точка съемки вносят в снимок элемент напряженности. Съемкой с уровня глаз достигается наиболее спокойное состояние. Меняя ракурс, мы полностью меняем не только положение предметов в пространстве, но и содержание картинки.
Именно в жанровой съемке наиболее выразительно звучит контраст тем и сюжетов. Например, когда на переднем плане разворачивается один сюжет, а на заднем плане уже схвачен другой. То есть две, а, быть может, и три-четыре темы, развиваются параллельно на одной плоскости картинки независимо друг от друга.
Соединяя эти элементы, мы получаем всегда разные комбинации. Для кого-то это увлекательный процесс получения заветного ключика к сердцам зрителя, для кого-то – это способ рассказать свою непростую историю. И главное не в том, чтобы найти «единственно верную» комбинацию. Скорее, более важно найти максимально выразительную, максимально приближенную к вашим ощущениям. Но в любом случае на пути к мастерству не вредно и поиграть – пробуя, составляя, разбирая и составляя по новой…