Ян Плант
Свет может стать материалом, из которого сделана фотография, но, это не всегда означает, что чем больше света, тем лучше, особенно при фотосъемке природы
Хотя и оправдывает себя, работа с ограниченным освещением представляет много проблем, особенно для цифровых фотографов. Под низким углом направленный свет может легко одурачить замер камеры, а тусклый свет и длительная экспозиция могут выйти за границы возможностей батареи и сенсора камеры. Вот некоторые полевые методики и художественные приемы, которые я изобрел в течение нескольких лет фотографирования “на краю света”.
Для объектов, которые только частично освещены, этот метод может при правильной обработке оказаться весьма мощным. Объект, стоящий в прямом свете напротив затененного фона, например, проявится в резком рельефе его окрестностей. Чередование затененных и освещенных областей создает текстуру и глубину, помогая сохранить трехмерный вид ваших фотографий.
Вы можете упростить свою композицию, установив потенциально отвлекающие элементы в тени, что сделает их по существу невидимыми, и сфокусировать внимание на объекте съемки. Границы между тенью и светом также могут создать интересные узоры и формы.
Хотя сопоставления часто лучше всего работают на восходе и закате (когда свет - теплый и красочный), но Вы можете сделать мощные изображения, используя эту технику в любое время дня.
Заднее освещение создает глубокие тени, обеспечивающие текстурность изображения, которое в противном случае при стандартном освещении может стать плоским. При подсветке сзади, полупрозрачные края таких объектов, как например, полевые цветы или перья, светятся. Этот свет особенно эффективен на восходе и закате, когда он отливает в золото или красноватым светом.
Стремитесь разместить рядом подсвеченные сзади объекты против темного, затененного фона, чтобы увеличить контраст в изображении и создать драматическое освещение.
Во многих отношениях задняя подсветка является самой сложной в работе. Сияние представляет собой серьезную проблему, особенно когда Вы включаете в кадр солнце. Это может вызвать общую потерю контраста, а также неприглядные шестиугольники и капли. Для смягчения сияния затените ваш объектив, чтобы предохранить от прямого солнечного света, падающего на передний элемент – заблокируйте его блендой; в крайнем случае, используйте руку.
Конечно, когда Вы захотите включить в свое изображение солнце, то будет невозможно удержать свет от столкновения с вашим объективом. Здесь лучшее, что можно сделать – это частично блокировать солнце, используя ствол дерева, горы, облако или какой-либо другой природный объект. Даже частичная блокировка солнца может помочь свести сияние к управляемому количеству. И помните, что множество цифровых методов темной комнаты, такие как, Content Aware Fill в Adobe Photoshop CS5, могут помочь устранить сияние при обработке ваших изображений.
Еще одним техническим вызовом задней подсветке является то, что экстремальный контраст между яркими участками и тенями может одурачить замер вашей камеры, что может привести к пере- или недодержке. Критически оценивайте экспозицию, просматривая каждое изображение на LCD камеры и обращаясь к гистограмме. Кроме того, если ваша камера поддерживает живой обзор с моделированием экспозиции, Вы можете проверить свою экспозицию перед спуском затвора.
Если ваша камера имеет предупреждение о чрезмерно яркой передержке, используйте это, чтобы убедиться, что у Вас не будет значительного переэкспонирования ярко освещенных участков.
Иногда диапазон контрастности вашей сцены будет превышать динамический диапазон сенсора вашей камеры. Вы можете быть не в состоянии избежать передержки граничных областей освещенных сзади объектов (например, перья у птицы), что может быть приемлемо, если переэкспонированные области не будут чрезмерно большими или важными частями изображения. Если Вы не можете сохранить детали в затененных областях сцены, то рассмотрите вопрос о представлении силуэта объекта взамен.
Свет, который отражается от объекта (подобно стенам каньона или даже облаков) или рассеивается через что-то полупрозрачное, называется отраженным светом.
Магическое свечение открывает на фото щели каньонов, происходящие от отражения света: Прямой солнечный свет попадает на камни на верхней части каньона, и скалы действуют как отражатели, отбрасывая свет более глубоко во внутренность каньона, образуя в нижней части ущелья теплый, красноватый свет.
Отражение может также возникнуть около восхода и заката солнца, когда облака окрашиваются красным и желтым. Если эффект достаточно интенсивен, то цвет отражается на пейзаж, покрывая всю сцену мягкими, теплыми оттенками.
Поверхности с высокой отражательной способностью, такие как, вода, лед, снег и мокрые скалы, также отражают свет. Я люблю размещать отражающие солнечный свет элементы рядом с объектами, которые находятся в тени, например, освещенный солнцем упавший лист отражается в затененном ручье. Таким образом, я могу захватить дополнительную цветовую гамму теплых тонов (солнечные отражения) и холодных тонов (объекты в тени). При выборе баланса белого помните, что сравнительно холодные установки (как правило, дневной свет или холоднее) сохраняют синие тона в затененных областях, в то время как теплый баланс белого устранит синие тона и уменьшит дополнительный характер цвета.
Рассеянный свет чаще всего ассоциируется с пасмурными днями, что часто подходит для водопадов и ручьев. Другие природные элементы, такие как, плотная крона деревьев в густом тропическом лесу или джунглях, также могут сильно рассеивать свет. Фотографии, сделанные в таких условиях, часто оказываются снабжены зеленым отсветом, который добавляет состояние эйфории.
Поскольку отраженный и рассеянный свет являются непрямыми, они часто довольно слабые, так что Вам могут понадобиться длительные выдержки. С каньоном, например, время выдержки при базовой установке ISO может быть от 30 секунд или выше. Вы можете уменьшить выдержку, увеличив ISO, но лучше не заходите так далеко, чтобы не ухудшить свои изображения цифровым шумом.
Хотя большинство фотографов-натуралистов предпочитают “волшебные часы” восхода и заката солнца, когда свет - золотисто-красный, не игнорируйте слабый блеск сумерек. Сумеречные часы могут быть идеальны для передачи сцен в мечтательной, импрессионистской манере.
Так как небо темнеет после красочного заката, любые остаточные оттенки в небе осветят пейзаж теплым, мягким светом. Но если там не так много закатного или восходящего света, ваши объекты получат холодный цветной оттенок. Проявите творческий подход к балансу белого для усиления преобладающих теплых или холодных оттенков; настройка дневного света (или теплая) усилит освещение сцены теплым оттенком, в то время как более холодный баланс белого, как например, вольфрамовый, представит уже прохладно освещенную сцену в роскошно синем.
Все, что движется во время длительной экспозиции, будет отображено как абстрактное размытие, так что рассмотрите направление и продолжительность любого размытия движения, которое может возникнуть. Если ветер дует на основной объект съемки - скажем, группу деревьев – длительная выдержка из-за смазывания может не сработать для вашего фото, в то же время растягивание облака по небу против статического скалистого пейзажа может быть очень эффективно. Растягивание облака, движущегося к Вам, а не под углом, из центра в угол изображения, создает динамическую композицию. Экспериментируя со временем экспозиции, чтобы получить вид, который хотите, установите ISO как необходимо для того, чтобы использовать более длительную или короткую экспозицию.
Некоторые из самых драматичных “крайних” условий возникают, когда приближается или проходит ненастная погода. Там нет ничего подобного солнцу, проглядывающему в разрывах облаков, проносящихся низко над горизонтом, выпускающего золотой луч или окрашивающего облака в ярко-красный цвет. Такие явления случаются не часто, поэтому Вам нужно запастись терпением – и столько же времени по возможности провести в поле. Обратите пристальное внимание на местные прогнозы погоды и спутниковые карты во время ваших работ при таких условиях.
Ян Плант - профессиональный фотограф-натуралист, писатель и авантюрист. Его статьи были опубликованы в многочисленных книгах и календарях, он также является автором множества электронных книг и видеокурсов. Подробнее его работы можно посмотреть на www.ianplant.com.