Сюзан Уильямс
В каждом виде спорта есть правила. Все, кто отличился в теннисе, или бейсболе, или в лыжном спорте достигают успехов через знание правил и следования им. Так же происходит и в области фотографии. Есть определенные правила, присущие конкретной сцене, теме и т.д.
Два самых больших правила в фотографии включают экспозицию и композицию. Фотография – это захваченный свет. Следовательно, "хорошая" экспозиция в изображении означает, что фотография содержит правильное количество света. Правила экспозиции уже установлены. Решения, сделанные для достижения желаемой экспозиции, должны принимать во внимание способность камеры захватывать свет. Композиция, с другой стороны, - более объективна. Композиция – это расположение объектов на фото. Она сильно зависит от выбора фотографа.
Первое, что каждый фотограф должен узнать о правилах фотографии, - это следовать им. В наше время модно нарушать правила. Но для того, чтобы эффективно нарушать правила и все еще получать хороший результат, Вы должны сначала их изучить. Для начинающего фотографа правила служат определенной цели. Они – начальная точка на пути к способности делать правильный выбор в различных ситуациях. Тот, кто знает правила, создает более высококачественные фотографии. Следуя правилам, фотограф знает, когда можно их нарушить, и может сделать это эффективно. Однако предупреждаю - никогда не делайте нарушение правил нормой!
Правила экспозиции включают три главных фактора: ISO, Апертура и Выдержка. Эти три вещи взаимосвязаны друг с другом. Изменение одной меняет другое. По отдельности каждая из них делает только определенные вещи. Более высокое ISO всегда дает больше шума на изображении. Меньшая апертура всегда даст больше деталей, а медленная выдержка всегда вызывает смазанность. Правильная экспозиция использует знание о том, как эти три вещи влияют друг на друга и, таким образом, позволяет сделать правильный выбор для создания каждой сцены.
Экспозиция должна соответствовать освещению сцены. Например, освещенный луной берег должен выглядеть освещенным луной, а не ярким полуденным солнцем. В этом смысле, экспозиция становится более объективной. Правила для ISO, апертуры и выдержки установлены. Однако фотограф использует их, чтобы воспроизвести определенные типы освещения. При просмотре своих фотографий я спрашиваю себя, выглядит ли освещение похожим на то, что я видел, когда был там. Выглядит это похожим на облачный день или нет? Изучение экспозиции очень важная вещь. Плохая экспозиция уничтожит изображение. Да, иногда редактированием можно скорректировать определенные проблемы, но никогда не следует доверяться редактированию. Цель фотографии - получить ее непосредственно в камере, без необходимости изменять что-нибудь впоследствии.
Композиция решает, где в сцене расположить различные формы и текстуры. Есть определенные общие нормы композиции. Два первых правила включают выбор между горизонтальным или вертикальным форматом изображения и использованием "Правила Третей". Это делает композицию каждого индивидуального изображения выбором фотографа. Нужно спросить себя, чего я пытаюсь достичь? Что является основным объектом на этой фотографии? Нужно также обратить внимание на "перемещение" этого объекта.
"Перемещение" не обязательно означает, что объект действительно перемещается. Это - форма и ощущение. Спросите себя, ваш объект - высокий и тонкий или короткий и широкий. Кажется ли он растянутым или сжатым? Цветы обычно являются великолепным примером. Более длинному цветку нужно больше вертикального пространства, чем пространства вокруг. Хотя для одного я использую вертикальный формат, а для другого, возможно, - горизонтальный.
При принятии решений такого рода я также спрашиваю себя, сколько "негативного пространства" я хочу оставить. "Негативное пространство" - это область, окружающая ваш основной объект. Если цветок - длинный и тонкий, тогда в слишком большом количестве негативного пространства взгляд может потеряться. И наоборот, слишком маленькое негативное пространство может обрезать ваш объект. Правильное расположение объекта в сцене всегда влияет на количество негативного пространства и его местоположение. Обычно лучше всего оставлять объекту некоторое "жизненное пространство", особенно если Вы фотографируете не стационарные объекты. Летящей птице или бегущему спортсмену необходимо иметь пространство, куда они "двигаются". В противном случае они выглядят так, как будто встречают невидимую стену на краю вашего изображения.
Как только выбрали формат, Вы должны принять во внимание пресловутое "Правило Третей". "Правило Третей" делит каждое изображение на три части как по горизонтали, так и по вертикали. Это создает сетку с девятью квадратами. Каждая из внутренних точек этих квадратов место, где можно поместить ваш объект. Идея этого правила - избегать центрирования объекта и, таким образом, визуально уменьшать его.
Горизонты являются наилучшим примером. Линии горизонта, расположенные по середине, обычно отвлекают от изображения. Горизонты должны быть размещены низко, чтобы в главной роли выступало небо, или высоко, чтобы показывать передний план. Они должны также быть по прямой линии или на одном уровне. Дело в том, что искривленные горизонты сбивают с толку большинство зрителей.
Хотя я проигнорировал правило центровки, когда почувствовал, что в результате фотография может выглядеть более эффектно. Часто, я предпочитаю помещать объект в центре, если он сильно склоняется в одном направлении. Круглые объекты - хороший пример. Фото снизу куполообразного потолка обычно выглядит лучше с некоторой центровкой. Круглому цветку зачастую необходимо центрирование, чтобы избежать обрезания части лепестков. Я, однако, никогда не делал это традицией, конечное возвращение к "Правилу Третей", мое основное руководство.
Снимки создаются через виденье фотографа. Это то, что делает каждый из них уникальным. Я нахожу пленительным смотреть на фотографии уличных сцен с прохожими, идущими мимо, или на снимки медленно разрушающихся зданий, чистящихся клювом птиц, или на плавно текущий ручей. Однако, то, что дает этим изображениям выделиться в моем сознании – это, обычно, один из двух перечисленных элементов. Сочетание правил экспозиции и соответствующей композиции делает изображение выдающимся или совсем уничтожит его