С туманом у нас обычно ассоциируется что-то неясное, таинственное, незаметно обволакивающее. Лес, горы, селения, улицы городов, все окружающие предметы словно растворяются в невесомой и неосязаемой среде, становятся невидимками.
Те, кто увлекается пейзажной фотографией, как правило, упаковывают камеру и уезжают с места съемки, как только дымка или туман заволакивает окрестности. Они многое пропускают. Пелена утреннего тумана нередко служит эффектным фоном фото пейзажей.
Используйте при съемке в тумане короткофокусные объективы – снимки будут выглядеть более объемными и не такими блеклыми, как если снимать длиннофокусными, которые характеризуются хорошей глубиной резкости, подходящей, скорее, для портретной съемки. В густом тумане не всегда есть необходимость в широком угле.
Отнеситесь внимательно к выбору точки, с которой Вы будете снимать. Это зависит от того, хотите ли вы, чтобы в тумане были заметны лучи рассвета, или, напротив – стремитесь выделить глубину тумана. Выбор точки съемки в тумане играет решающую роль, ведь параметры съемки можно подкорректировать по ходу, а вот если ракурс не тот или место не то, тут уже ничего не поправишь. Возможно придется побегать из одного места в другое, с четким осознанием того что еще 2-3 минут и момент будет упущен, солнце поднимется выше, человек выйдет или появится в кадре и т.д.
Опасайтесь конденсата – следует поберечь свою камеру, подготовив ее к съемке в ранние утренние часы, предварительно вытащив ее на улицу, к примеру, в герметичном пластиковом пакете либо, если туман уж очень сильно мокрый, то может понадобиться дождевичок для фотоаппарата и влагозащищённый фильтр. Этот совет будет более актуальным, если вы попали в декабрьский или январский туман, когда на улице минусовая температура, либо если вы высоко в горах, либо когда туман настолько густой и плотный что он просто садится в виде капель. После съемки камеру оставить в сумке вместе с пакетиками силикагеля на часок-другой, либо возьмите с собой мягкую тряпочку для удаления влаги с передней линзы.
Не забудьте взять с собой штатив. Конечно, достаточно тяжело таскать с собой штатив, тем более, когда надо постоянно перемещаться с точки на точку, но недооценивать роль штатива нельзя. Особенно тогда когда есть существенный недостаток в свете, и есть необходимость в глубине резкости.
При тумане контраст сильно падает, освещение рассеяно по максимуму. Из этого можно сделать простые выводы: автофокус может сильно ошибаться, поэтому наводиться лучше вручную. Туман даёт очень близкие оттенки, поэтому снимать надо в RAW, чтобы получить наиболее мелкие ступеньки цифровых переходов.
Вставайте пораньше, не ленитесь, это один из главных советов. Хорошие снимки без усилий сделать невозможно. Время тумана длиться недолго, и за это время необходимо сделать большое количество кадров, для того, что бы потом выбрать наилучшие кадры. Зимой туман делает фотографию еще более необычной, и контровое освещение должно акцентировать внимание на присутствии тумана в кадре.