Сюзан Уильямс
Фотография представляет из себя процесс визуального захвата света. Таким образом, свет является ключевым элементом каждой фотографии. Для того, чтобы стать фотографом необходимо научиться понимать свет. Доверие автоматическим установкам камеры в некоторых ситуациях может стать помехой, поскольку они могут ввести в заблуждение. Камера не всегда делает правильный выбор. Вы, фотограф, сами должны быть способны определить освещение и понять, как оно повлияет на конечный продукт.
Имеются различные типы освещения и различные направления света. Направление света определяет выбор диафрагмы, выдержки и ISO. Тип освещения определяет баланс белого. Что такое баланс белого? Баланс белого – это именно то, что и предполагает это имя; это - соответствующий баланс цвета света. Свет сам по себе никогда не бывает одного цветового оттенка, но входит в полный спектр, его цвет определяется типом освещения.
Но ладно, не будем забегать вперед, давайте будем последовательны.
Свет, главным образом, поступает с одного из трех направлений - спереди, сзади или сбоку. Ни одно направление не является плохим. Каждое имеет место в фотографии. Однако, иногда оно может навредить тому, чего Вы пытаетесь достичь. Дело в том, что каждый тип освещения создает тени. Тени, - по определению, это отсутствие света, и они часто могут "возвеличить или погубить" фотографию.
Первая фотография является примером фронтального освещения. Два естественных источника фронтального освещения - восход и закат солнца. Фотография со вспышкой также является примером фронтального освещения. Фронтальное освещение делает только то, что и предполагается по названию; самый сильный источник освещения располагается на прямом направлении к объекту. Тени при фронтальном освещении, следовательно, будут падать назад.
Второе изображение является примером бокового освещения. Боковое освещение придает сцене больше текстуры. Оно предохраняет фотографию от появления "плоскости", создавая более длинные тени (подобно тем, что Вы видите после полудня). Песчаный пляж, лес и архитектурные фотографии часто выигрывают от бокового освещения.
Третий тип направленного освещения – задняя подсветка. Задняя подсветка оказывает на фотографию два эффекта. Она вырисовывает силуэты, как в этом примере или производит сильные световые блики, как на примере ниже. Задняя подсветка - один из моих любимых типов освещения. Я люблю сильные тени и большую контрастность в цвете. Я также использую это для сокрытия отвлекающего фона.
Как Вы можете увидеть, часть важных знаний о направлении доступного освещения исходит от того, куда оно отбрасывает тени. Тени - области на фотографии, где теряется большинство деталей. Вы можете увидеть, как неправильно расположенные тени разрушают изображения. И наоборот, правильно расположенные тени существенно улучшают его.
Знание направления света также влияет на выбор замера. Замер – это то, как ваша камера работает с доступным светом. При ярком свете я чаще всего использую точечный замер. Точечный замер позволяет мне выбирать, где располагать тени, и насколько сильно я хочу их видеть. Однако, его нужно использовать разумно, поскольку Вы никогда не захотите поставить в тень объект, который должен быть выделен. Когда ваше белое окажется серым, Вы поймет, что перемеряли. Другие две формы замера, усредненный и центральный-средневзвешенный замеры, оказывают аффект выравнивания света. Любой из них создает больший баланс между светлыми и темными областями.
Имеет смысл упомянуть здесь и другое направление света - рассеянное освещение. Рассеянное освещение идеально для многих типов объектов. Наиболее общий пример рассеянного освещения – облачный день. Вспомните также о лампах. Цель абажура в том, чтобы смягчить и распределить освещение по комнате. Рассеянное освещение заставляет тени почти полностью исчезнуть. По этой причине, изображения цветка и портреты выигрывают при рассеянном освещении.
Изучать направления света становится со временем все легче, и с опытом приходит выбор правильных настроек. Понять типы освещения - значительно легче, но тут включается в уравнение другой важный член, баланс белого. Большинство цифровых камер изображают баланс белого как маленькие символы: полное солнце, облако, лампочка накаливания и различные типы флюоресцентных ламп. Эти символы визуально изображают различные типы освещения и, следовательно, различные цвета света.
Вспомните, что я сказала раньше, весь свет имеет конкретный цвет. Для примера этого снимите один и тот же объект, используя каждый из этих символов. Обратите внимание, как изображение сдвигается от синего к красному. Теперь снимите сцену при каждом типе освещения, используя соответствующий символ для этого типа освещения, и обратите внимание на различия. Конечная цель баланса белого в том, чтобы сохранить ваши белые области - белыми. Белая птица или цветок должны выглядеть именно таковыми.
Наилучшая оценка баланса белого - ваше собственное зрение. Спросите себя, выглядит ли фотография, которую Вы сняли, так же, как сцена, которую Вы видели. Если это не так, тогда отрегулируйте установку и переснимите сцену.
Вот еще одна мысль о балансе белого. Есть случаи, когда белый объект не кажется белым. Посмотрим, например, на краску. Пройдите в любой местный магазин бытовых товаров и попросите подобрать белую краску. Они посмотрят на Вас удивительно, а затем отведут к стойке с различными оттенками белой краски. Применяя эту идею к фотографии, посмотрите на фотографию водопада. Этот водопад был в сильной тени и имел голубоватый оттенок. Я поэкспериментировала с балансом белого, сделав белую воду более синей, посредством использования символа тень (или облако) и усредненного замера.
Научиться определять тип освещения и его направление - это первый шаг, который делает фотограф по направлению к выбору правильных обстановок камеры для каждой ситуации. Без практического знания того, как данное освещение изменяет фотографию, фотограф непрерывно будет мучиться со своими результатами. Знание освещения также существенно по отношению к любым решениям, принимаемым для изменения или усиления света.
В большинстве случаев в фотографии освещение и баланс белого работают рука-об-руку, каждое влияет на другое. Освоив понимание освещенности в различных ситуациях, фотограф будет способен принимать быстрые решения и, в конечном счете, улучшит управление конечным результатом своей фотографии.