Могут возникнуть трудности при фотосъемке птиц при наводке на резкость. Во-первых, все птицы, особенно мелких размеров очень подвижны, и почти никогда не сидят на одном месте, прыгают с ветки на ветку, совершают короткие перелеты, если вычислить пути перемещения птиц на их гнездовом участке, то снимать будет намного проще, так при подлете к гнезду у всех птиц есть несколько веток-присад, где они любят присесть, осмотреться или отдохнуть. Вот именно в таких местах снимать очень удобно.
Если вы пользуетесь автоматической фокусировкой, то камера сама может решить, на что ей навести резкость, и поймать в резкость не дрозда сидящего на ветке, а травинку перед ним. Если перед объектом съемки есть, какие-то препятствия, то лучше пользоваться ручной фокусировкой или изменить ручную фокусировку. Также вручную наводить фокус нужно в густых зарослях, кустах, камышах. Кроме того, ручную фокусировку нужно применять при фотосъемке очень осторожных птиц, иначе звук фокусирующей камеры может их насторожить или вообще испугать.
Нужно помнить, что на гнездовой территории нужно вести себя предельно корректно, так если очень жарко и Вы видите, что птенцы начали нагреваться, это будет видно по их частому дыханию, нужно немедленно уйти. Вообще нельзя допускать, чтобы родители надолго оставляли из-за вас птенцов. При съемке у гнезд, нельзя срезать ветки, которые мешают снимать, так как вы откроете гнездо внимательному взгляду хищников. Если уж гнездо находится в очень густых зарослях, то можно просто несколько веток отодвинуть, и зафиксировать, привязав обычной суровой ниткою. Сделав себе таким образом «коридорчик» для фотосъемки. Желательно не открывать гнездо сверху, так как его моментально обнаружат сороки или другие птицы, которые не прочь полакомиться птенцами.
Хорошие результаты можно получить при фотосъемке из укрытия. Это могут быть перенсные палаточки, скрадки, также можно использовать и природные укрытия. Густые кусты, болотные гущаки… Главное условия – что бы человек был максимально незаметным, что бы на просвет фигура не была видна, потому при использовании скрадков или палаточек нужно выбирать ткань, которая не просвечивает, и хорошо скрывает фигуру фотографа. Используя, естественные укрытия, нужно следить за тем, чтобы сзади был темный фон, который тоже хорошо скрадывает очертания фигуры человека.
Перед установкой съемочной палаточки нужно очистить место от веточек, шишек и другого мусора, что бы, во-первых вам было удобно сидеть, а не чувствовать себя принцессой на горошине, или фотоохотником на шишке. Кроме того, любые ветки под вами будут похрустывать, если будете менять ногу или просто перемещаться в палатке. Очень хорошо, положить под днище скрадка, какой-то звукопоглощающий материал, огромный выбор которого есть в строительных супермаркетах. Это очень удобно, так как он не только поглощает звуки, но и обладает теплоизоляционными свойствами, проще говоря, будете сидеть не только тихо, но и в тепле. При съемке со скрадков, передние линзы объективов иногда пугают объекты съемки, видимо они принимают их за огромный подглядывающий глаз. Для того, что бы уменьшить этот эффект, можно применить глубокую бленду, которая скроет переднюю линзу объектива.
Птицы достаточно умны, многие из них имеют хорошую память и замечают, что происходит вокруг их мест обитания. Так установив скрадок, нужно подождать несколько дней, чтобы хозяева привыкли к новому строению на своей территории и поняли, что никакой опасности оно им не принесет. Прятаться в скрадке лучше всего затемно, когда вас совсем не видно, если же приходиться делать это в светлое время суток, то придется прибегнуть к помощи ассистента. К скрадку вы идете совершенно открыто вдвоем, фотограф остается там, а помощник демонстративно «уходит». Если придти одному и «остаться» то хозяева поймут, что «там», кто-то есть, и будут вести себя очень настороженно.
Интересно снимать птиц с подхода или с подъезда. Подкрадываясь, нужно идти не прямо к объекту съемки, а как бы в сторону, обходя его, постепенно приближаясь по кругу. При таком подходе птицы намного спокойнее реагируют на приближающегося человека. Не следует резко вскидывать фотоаппарат, это все же фотовыстрел. К тому же резкое движение может испугать. Гораздо лучше медленно поднять фотоаппарат и фотографировать. Долго держать в такой позиции фотоаппарат нелегко, поэтому удобно пользоваться штативом или моноподом. Чтобы дать рукам отдохнуть в перерывах между съемками, кроме того, использование штатива делает съемку более удобной и устойчивой.
Снимая с подъезда, желательно перед выездом объяснить водителю или рулевому, что вы хотите получить, так как от него в процессе съемки может многое зависеть. Так правильно выведенная на косу лодка с поворота, дает фотографу хорошую возможность поснимать и отдыхающих и взлетающих с нее птиц. И в лодке и в автомашине нужно сидеть устойчиво, а в некоторых случаях хорошо и привязаться. Ничего приятного нет в коротком полете с транспорта на горке или на волне.
Снимая взлетающих птиц нужно провожать их фотоаппаратом, используя режим серийной съемки, потом можно выбрать самый удачный кадр.
К запахам птицы совершенно равнодушны, а так как самый разгар съемки приходиться и на пик численности комаров и других кровопийц, то можно и нужно использовать все возможные и невозможные репелленты. Высидеть в палатке или подкрадываться к токующему глухарю в туче комаров удовольствие не самое приятное в жизни.
На первый взгляд фотосъемка птиц совершенно безопасное занятие, однако нужно помнить, что некоторые виды могут защищать свое потомство. Так, очень агрессивно реагирует бородатая неясыть, иногда угрожая, а иногда сразу атакуя непрошенного гостя.
Поэтому фотографируя птиц с таким проблематичным характером, нужно стараться не переходить рамки их, птичьего приличия, а если и переходить, то очень осторожно и желательно с подстраховкой, орнитолога или специалиста, который хорошо знает поведение птицы и вовремя предупредить вас о готовящемся нападении. Впрочем, если вести себя вежливо и корректно по отношению к хозяевам, то и они постепенно отвечают тем же. Попыжаться, повозмущаються, пощелкают клювами и привыкнут к вашему присутствию.
Автор С. Гладкевич