Как складывается рисунок движения в кадре? Во многом он зависит от выбора точки съемки, от соотношения направлений оптической оси объектива и развивающегося в кадре движения. Встречаются случаи движения на аппарат и от аппарата, вглубь кадра; движение может развиваться вдоль картинной плоскости и идти по плоскостной или глубинной диагонали.
Немалое значение имеет положение объекта на картинной плоскости, место, которое он занимает в кадре. В динамичных сюжетах следует избегать строго центральных композиций, когда объект размещается где-то в зоне пересечения диагоналей прямоугольника кадра. Как правило, центральные композиции лишены подчеркнутой направленности, отсюда появляется устойчивость рисунка, статика.
Поэтому движущийся объект при компоновке кадра чаще всего сдвигают в сторону от центра, причем по ходу его движения оставляют большее свободное пространство, чем позади. С помощью этого простого приема движение как бы получает более полную характеристику: становится очевидным, куда будет смещаться объект в последующие моменты.
С особой внимательностью следует относиться к кадрированию динамичных снимков. Для передачи движения часто необходимы достаточно широкие пространства. Поэтому тесные срезы пространства рамкой кадра и подчеркнуто крупные планы порой оказываются помехой для общей динамичности изображения и словно останавливают развивающееся в кадре движение.
Один из надежных приемов передачи движения на снимке — нерезкость. Нужно
помнить, что слишком высокие скорости затвора полностью лишают снимок элементов
нерезкости, и это снижает эффект динамичности. Например, если на снимке, сделанном на
велогонках, мы отчетливо видим каждую спицу колеса велосипеда, то он кажется нам
остановившимся. Недостаточно подметить характерную фазу движения и запечатлеть ее на снимке. Необходимо везде использование чисто фотографических приемов, которые помогают выявлению движения, выразительной передаче его на снимке.